Азы композиции
Предисловие автора сайта
Все последующее изложение темы основано на материалах сайтов в Интернете. В начале я как-то не задумывался над смыслом слова «композиция». Но натолкнувшись на статью Антона Вершовского, я понял, что под словом «композиция» понимал подсознательно компоновку, то есть размещение объектов съемки определенным образом. Теперь я понимаю, на сколько ошибочными были мои умозаключения и на сколько широко само слово «композиция».
И так. Компоновка объектов съемки внутри кадра является одним из средств композиции. «Композиция включает в себя компоновку, но не сводится к ней. Правила компоновки играют в композиции подчиненную роль: они используются тогда, когда они помогают решению главной задачи - построению в рамках кадра гармоничного, несущего некий смысл, сообщение, послание, целого из представленных формами, линиями и тонами элементов - и отбрасываются в обратном случае», — говорит в своей статье Антон Вершовский.
Таким образом, компоновка элементов на снимке определяет его эстетику, а композиция — настроение. Ну и далее собраные в Интернете мысли о композиции других авторов.
Совершенствование композиции – первые шаги
Если вы хотите не просто щелкать затвором, а создавать интересные фотографии, рано или поздно вам придется задуматься о композиции ваших снимков.
Композиция — термин, употребляющийся для описания того, как фотограф распределяет и организует отдельные элементы изображения. Хорошо скомпонованные изображения буквально приковывают внимание зрителя, заставляют его долго разглядывать фотографию. Как и лучшие полотна, тщательно скомпонованные и выстроенные фотографии лучше раскрывают тему — а на самом деле демонстрируют уровень мастерства фотографа.
Все интересные фотографические работы не лишены элемента своеобразного вызова, требующего или технического, или творческого подхода, но зато фотограф, вооруженный знанием техники, сумеет обратить самые банальные и унылые сцены в изумительные образы.
Точка съемки
Как ни странно, хорошая фотокомпозиция достигается не за счет дополнительной аппаратуры или хитроумных примочек, а за счет выбора точки съемки и используемой оптики. Большинство из нас фотографируют стоя, так что итоговые снимки оказываются ограничены одной и той же точкой зрения и характером перспективы. Более динамичных результатов можно добиться, варьируя высоту точки съемки от «уровня черепахи» до «птичьего полета», интереснейшим образом перекраивая облик объектов. Снимать строго горизонтально, стоя во весь рост, куда менее интересно, потому что так мы видим мир и своими глазами. Помните — фотографии, дающие нам возможность по новому взглянуть на мир, будут всегда интереснее.
Кадрирование при съемке
Первое золотое правило при обучении фотографии гласит, что объект надо снимать в разных вариантах. Если у вас возникли хоть малейшие сомнения в том, как лучше кадрировать сцену, сделайте несколько версий, чтобы отредактировать их позднее (порой на месте трудно понять - удалось ли поймать самый интересный образ объекта и правильно ли выбрана точка съемки). Попробуйте снять и вертикальный, и горизонтальный вариант кадра, а если камера оборудована зумом, то сделайте и широкоугольную, и длиннофокусную версии. Пока вы учитесь снимать, старайтесь захватывать поле кадра с запасом, чтобы потом можно было отрезать лишнее не в ущерб сюжетно важным деталям снимка.
Симметрия
Самый доступный способ получить уравновешенный снимок с правильными пропорциями определяется простейшим из композиционных приемов — симметрией. Если мысленно сложить снимок пополам по вертикали или по горизонтали, сразу можно получить представление о том, насколько он симметричен. Однако помните, что симметричная композиция хороша не для всех сюжетов. Она срабатывает только при съемке архитектуры, некоторых интерьеров, пейзажей и натюрмортов. Хорошо выстроенная симметричная композиция будет буквально притягивать взгляд, если вы подчеркнете ею колдовство симметрии, заложенное, например, в величественном здании собора. Однако гораздо чаще симметричные снимки (особенно одновременно по вертикали и горизонтали — например, лицо человека оказавшееся в геометрическом центре кадра) оказываются крайне скучны. Помните — если вы решили выстроить симметричную композицию, придерживайтесь симметрии очень тщательно. Любая неаккуратность испортить впечатление от снимка.
Золотое правило
Древнее правило «золотого сечения», или правило двух третей, применяемое художниками испокон веков, предлагает очень простой способ структуризации фотографий. Правило гласит, что изображение следует разбить двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на девять равных частей. А важнейшие элементы кадра следует располагать на пересечениях этих линий. Вообразив в кадре невидимую решетку, вы без труда справитесь с этим самостоятельно. В некоторых компактных цифровых камерах вывод такой композиционной сетки на экран даже предусмотрен в пользовательских функциях. Если вам удастся привязать сюжетно важные детали к одному из этих перекрестий, выстроенная композиция почти гарантирована.
Только передний план
Оказавшись перед перспективой получить снимок с неинтересным, а то и отвлекающим фоном, попробуйте поменять точку съемки так, чтобы избавиться от фона вообще. Такого рода композиция, легче всего удающаяся при верхнем ракурсе, сплющивает пейзаж, превращая его из трехмерного в подобие затейливого плоского орнамента. Легче всего снимать сцены, лишенные среднего и заднего планов, поставив зум на самый широкий угол (но при этом опасайтесь случайных деталей, попавших на задний план по недосмотру). Такого рода построение может по настоящему выделить и подчеркнуть изюминки кадра. Оно удобно для композиций, основанных на едином колористическом решении или подчеркивающих цветовой (графический) ритм выбранной вами натуры.
Заполнение пробелов
При рассматривании фотоснимка человеческий глаз невольно притягивается к определенным частям изображения. В удачных кадрах больше всего внимания привлекают сюжетно важные детали, а вот при промашке зритель задерживается, например, на пустых местах, оставшихся незаполненными. Особенно отвлекают взгляд слишком яркие или слишком темные участки кадрового пространства, оказавшиеся таковыми по недосмотру. Избежать подобных недоразумений можно с помощью разнообразных приемов, например, смены точки съемки или уменьшения площади и резкости фона за счет использования более длиннофокусного объектива. Одна из популярнейших уловок сводится к включению в кадр нависающей кроны ближайшего дерева. Поскольку в фокусе попрежнему остается отдаленный главный объект, нависающие ветки позволяют заполнить, например, пустое небо в пасмурный день и дать подсознательную точку отсчета, направляющую взгляд от верхней части кадра к низу. Любые темные силуэты, аккуратно введенные в кадр, помогают сосредоточить внимание на более светлых центральных участках снимка.
Кадрирование оптикой
Применяя объективы с разным фокусным расстоянием, можно добиться большого разнообразия композиционных решений. Если ваша камера оборудована встроенным зумом, то у вас есть возможность воспользоваться достоинствами и длиннофокусного, и широкоугольного объектива. Длиннофокусный телеобъектив можно эффективно применять для съемки кадров, возникающих благодаря плотной компоновке отдаленных объектов в едином компактном кадре. Поначалу разглядеть в окружающей обстановке «длиннофокусные кадры» нелегко, но стоит рассмотреть окружающую обстановку через телеобъектив (или через ЖК-дисплей камеры с телеположением зума) — и вы сразу начнете обнаруживать потенциальные сюжеты. Мизерное изменение положения камеры приводит к значительным переменам в композиции, так что следует учиться стабилизировать свое положение при съемке с рук или воспользоваться штативом. Широкоугольные объективы тоже обеспечивают гибкость компоновки кадра, усиливая зрительную глубину пространства и перспективу. Малопригодные, когда нужно размыть фон (из-за большой глубины резкости), широкоугольники великолепны в тесных пространствах, а также когда надо снять большую группу людей. За счет своих свойств усиливать перспективные искажения именно широкоугольники выдают самые динамичные ракурсные кадры.
Панорамное кадрирование
Нет такого закона, что все фотографии должны иметь только классическое соотношение сторон кадра — 3:4 или 2:3! И хотя таким образом делаются, пожалуй, 90% всех фотографий на свете, улучшить композицию можно и радикальным изменением формата кадра. Если условия съемки неблагоприятны для тщательной компоновки кадра «на месте», то проще всего будет исправить положение потом — срезать пустые места при помощи графического редактора и тем самым создать более динамичную композицию. Панорамный формат обеспечивает эффектную форму, подходящую для пейзажей или массовых групповых портретов, из которых можно устранить пустое пространство в верхней и нижней части кадра в графическом редакторе. Но в этом случае нужно предусмотреть обрезку уже при съемке и располагать сюжетно важную часть снимка максимально близко к центру кадра.
Фрагменты
Вся наша жизнь построена на мелочах. Процесс обучения грамотной компоновке кадра — тоже. На начальном этапе путь к пониманию (а не заучиванию!) законов композиции лежит через изучение деталей и фрагментов окружающего мира, но об этом мы поговрим вследующий раз.
Очень полезно ознакомиться с Советами американского фотомастера Артура Гольдсмита.
Дополнительный материал можно посмотреть на сайтах:
www.photoline.ru,
www.fotodelo.ru (был такой сайт),
www.x3photo.ru (был такой сайт),
www.render.ru
fotogora.ru
и других.
1327
41
Внимание!
Материалы сайта являются собственностью автора и защищены законодательством РФ!
Копирование и размещение материалов сайта в Интернете возможно только с разрешения авторов!
Сайт оптимизирован для просмотра в Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Opera и Internet Explorer (Microsoft Edge).