О пейзаже
Что такое пейзаж?
Однажды утром 1826 года французский ученый-любитель Жозеф Нисефор Ньепс приступил к последнему из серии опытов, которые он проводил уже в течение нескольких лет. Он взял оловянную пластину, покрыл ее тонким слоем асфальта и поместил на задней стенке аппарата, представлявшего собой разновидность камеры-обскуры, применявшейся в то время художниками для проецирования изображения на экран ? это помогало им делать эскизы для своих картин. Ньепс поставил аппарат на подоконник, направил его во двор и оставил в таком положении на весь день.
Вечером ученый вынул пластину и тщательно ее осмотрел. Оказалось, что в тех местах, где свет падал на пластину, асфальт затвердел и стал белым, а на остальных участках он остался мягким и легко смывался лавандовым маслом; в результате получалось прямое позитивное изображение вида из окна. Так Ньепс сделал снимок, который принято считать первой в мире фотографией. Объектом съемки был пейзаж.
Съемка пейзажей стоит у фотографов на второй по популярности позиции после портретных съемок. Оно и неудивительно - право, что может быть увлекательней, чем целыми днями бродить по лугам, горам и лесам, стараясь запечатлеть нерукотворную красоту! Вот только приходится сожалеть о том, что пейзажных снимков, достойных природного оригинала, не так уж много. Нередко фотографы, зачарованные красотой, просто бездумно щелкают затвором - в результате получается груда снимков, не тянущих и на жалкое подобие творения натуры.
Успешно снимать пейзажи можно лишь в том случае, если научишься трем вещам: наблюдать, выжидать и ходить. Броди по красивым местностям, постигай их ритмы, вдохновляйся увиденным! Не спеши щелкать затвором, пока освещение не станет таким, как нужно. Но, пожалуй, самое важное во всем этом - ходить, ходить и ходить не уставая! Из окна автомобиля или даже на пешеходной дорожке, утоптанной тысячами ног, действительно запоминающийся пейзаж встретится редко. Сойди с проторенной тропы да присмотрись пытливым взглядом - и тогда тебе одному, и никому больше, откроются магические сцены.
Выбор подходящей аппаратуры
Следует сразу же отметить, что для фотографирования пейзажа совсем не обязательно иметь специальную аппаратуру. На протяжении десятилетий фотографы, занимающиеся этим видом съемки, получали великолепные снимки, пользуясь фотоаппаратом общего типа со стандартным несменным объективом. Тем не менее некоторые типы аппаратов, объективов и фотопринадлежностей более удобны в использовании и в конечном счете позволяют получить лучшие снимки. С другой стороны, имеются аппараты, объективы и т. п., которые не рекомендуются для пейзажной съемки. Фотограф, желающий приобрести аппаратуру, наиболее подходящую для того или иного вида съемки, оказывается перед выбором, столь же широким, сколь и затруднительным. Более полную информацию можно прочитать в книге Дж. Уэйда, "Техника пейзажной фотографии"
Какие рекомендуются объективы для любителя пейзажной съемки? По мнению Ли Фроста подавляющее большинство пейзажных фотографов используют широкоугольники — почти исключительно из-за того, что они обладают рядом очевидных преимуществ. Прежде всего, вы охватываете видоискателем куда большее пространство, чем невооруженным глазом. Широкий угол также позволяет создавать впечатляющие композиции; подчеркивая передний план, вы сообщаете вашему снимку зримое чувство дистанции и масштаба. Кроме того, при закрытой диафрагме широкоугольники дают максимальную глубину резкости — другими словами, все, от непосредственного крупного плана и до отдаленного заднего плана, на снимке выйдет резким.
Для общей практики идеальным признается 24- или 28-мм широкоугольник, хотя и более широкая оптика — 17- или 20-мм объективы — может дать поразительные результаты при умелом применении.
Если вы хотите вычленить небольшую часть сцены — скажем, одинокое строение у подножия огромного утеса или отражение в воде — тогда вводите в бой телевики. Поскольку такие объективы «сжимают» перспективу, их можно использовать и для того, чтобы элементы сцены казались собранными компактно. Это особенно хорошо видно при съемках горных хребтов или отдаленных холмов и добавляет картине драматический эффект. Более полную информацию можно прочитать, например, в книге Ли Фрост, "Фотография - вопросы и ответы"
При съемке пейзажа рекомендуется использовать штатив. Чем хороша съёмка со штатива? Кроме повышения резкости, для чего собственно штатив и предназначен, Вы получаете возможность неторопясь разглядеть, продумать и более точно скомпоновать кадр, что совершенно не лишнее для фотолюбителя.
Теперь о влиянии фильтров на чёткость снимка. Следует помнить, что ни один фильтр не повышает чёткости, а наоборот, ухудшает её в разной мере. Дорогие и качественные фильтры влияют на ухудшение резкости в меньшей степени, дешёвые – в большей. Поэтому, если Вам нужен действительно первоклассно-чёткий снимок, то защитный фильтр лучше вообще удалить с объектива на время, поставив вместо него бленду. Вместе с тем, при съемке цифровой камерой, у которой, как известно, динамический диапазон меньше, чем, например, у пленки, рекомендуется применение поляризационного фильтра для снижения яркости неба. В этом случае у вас получится небо не белесым, а голубым.
Немного о бленде. Бленда кроме примитивной защиты от пыли и дождя, так же позволяет устранить белесоватый оттенок цвета, наличие которого без бленды можно видеть, слегка прикрыв в контровом свете объектив ладонью сбоку. Белесоватость исчезнет и цвета станут более насыщенными.
Дополнительную информацию можно получить здесь.
908
6
Внимание!
Материалы сайта являются собственностью автора и защищены законодательством РФ!
Копирование и размещение материалов сайта в Интернете возможно только с разрешения авторов!
Сайт оптимизирован для просмотра в Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Opera и Internet Explorer (Microsoft Edge).